Пропаганда: обобщение
Где телепатия — там и обобщение. Пропаганда любит обобщения:
Этот чиновник ворует → все чиновники воруют → всю систему менять надо!
Эта бортпроводница нахамила → все бортпроводницы хамят → всю систему менять надо!
Водитель закрыл дверь перед носом → все водители хамы → весь общественный транспорт плохой → всю систему менять надо!
Обобщение даёт читателю ложное ощущение понимания ситуации: отдельный человек вроде как это понимание не дает, но если распространить вывод на всех людей, — оп! — и
А если объединить с телепатией, то вообще праздник пропаганды:
Человек какой-то национальности наехал на человека другой национальности на пешеходном переходе → люди этой национальности ненавидят людей той национальности и желают им смерти
Чиновника арестовали за получение взятки → все чиновники — взяточники → все чиновники — враги, потому что хотят обокрасть собственный народ и уничтожить нацию!
В какой-то больнице умерла девочка, потому что врачи не смогли ее вовремя принять → все больницы в России плохие, медицина загибается, всё плохо → всю систему менять надо!
Оппозиционный политик выехал за границу → все оппозиционеры — агенты госдепа и хотят развалить страну → всю оппозицию менять надо!
Обобщение даёт возможность пропагандисту игнорировать случаи, которые не совпадают с его картиной мира. Например, в одной больнице умерла девочка, а в другой такую же девочку спасли. На одном переходе человек сбил пешехода, а на миллионе других — аккуратно встал на светофоре. Один чиновник взял взятку, а тысяча других отказались. Но пропагандисту это не надо, он хочет нарисовать нам картину мира, и обобщение — это один из главных инструментов.
Помните статью про фокус и повестку? Там я пишу, что в мире одновременно происходит всё, и СМИ вынуждены выхватывать своим лучом какие-то отдельные моменты, формируя тем самым картину мира?
Пропаганда использует обобщения, чтобы заполнить пробелы в картине мира:
Важно понимать: когда СМИ работает с повесткой, это еще не вранье. Там не нужно вранье, там достаточно того, что у человека ограниченные возможности восприятия. СМИ чисто технически не могут показать объективную картину дня.
А вот в обобщении есть прямая манипуляция и обман. Говоря, что всем людям по какому-то признаку свойственны какие-то черты, пропагандист прямо вводит читателя в заблуждение.