Как писать в «Тиньков-журнал». Часть 2: Фокус и логика
Кто старое помянет...
Это архивная статья из курса молодого бойца Т—Ж. Здесь верные мысли, но совершенно устаревший мудацкий тон, мы так больше не работаем. Актуальный курс опубликован на сайте Тинькофф-журнала
Привет, новые авторы «Тиньков-журнала»! Продолжаю курс молодого бойца. Не забудьте прочитать все выпуски:
- Цель и тема
- Фокус и логика изложения
- Структура
- Мясо
- Слова и ваш индивидуальный стиль
- Что читать по теме
- Как мы работаем
- Как выходит статья
Фокус
Хорошая статья подробно разбирает узкую проблему. Плохая статья берет широкую проблему и проходит в ней по вершкам. Нас не интересуют обзорные и поверхностные статьи. Нам нужны глубокие и детальные, чтобы советы из них можно было применить на практике и не напороться на неожиданные тонкости.
Если хотите охватить большую тему с разных сторон, лучше напишите несколько сфокусированных статей, чем одну всеобъемлющую.
Вы захотели объяснить человеку, как пользоваться сервисом «Авито». Полезное действие — повысить качество жизни за счет расхламления квартиры; выручить немного денег с хлама. Как выбрать фокус?
Если написать одну обзорную статью, то она будет либо неинтересной, либо недостаточно подробной, либо слишком большой. Неинтересная — то есть вы скажете «Продавайте хлам на „Авито“», и всё. Недостаточно подробная — вы пройдетесь по вершкам и не сможете рассказать ни о мошенниках, ни о тонкостях фотографирования, ни о чем. Или же вы всё это расскажете, но у вас будет статья на сорок листов, которую не прочитают.
В этой ситуации смотрим, какие у вас есть подробности. Допустим, вы знаете, как размещать объявление, как торговаться, как избегать мошенников и как правильно обмениваться деньгами во время покупки. По каждой из этих тем вы можете дать по пять-десять советов. Значит, делаем четыре статьи: по одной на каждую сфокусированную тему. В каждой статье — подробные советы, тонкости и хитрости.
Хорошо уже на уровне темы уточнять конкретные обстоятельства, в которых статья пригодится. Так мы уменьшим охват аудитории этой конкретной статьи, но зато те, кого мы охватим, будут читать ее внимательнее. Лучше более узкая и полезная статья, чем «обо всём и и ни о чём».
Слишком общая тема | Так себе | Нормальная тема |
Как общаться с таксистами | Как общаться с таксистами за границей | Как общаться с таксистами в Азии |
Как получать больше денег | Как повысить себе зарплату, если вы менеджер | Как повысить себе зарплату, если вы менеджер в корпорации |
Куда вложить миллион | Куда вложить миллион, чтобы не бояться | Куда вложить миллион, чтобы не бояться закрытия границ |
Как стать предпринимателем | Как открыть ИП | Как открыть ИП, если вы живете в Москве без регистрации |
Не стесняйтесь писать серии статей, чтобы раскрыть все этапы или все аспекты выбранной темы. Наш чемпион подборок — Ника Троицкая, она уже год пишет серию статей о покупке квартиры в новостройках. Это нормально: лучше восемь коротких статей раз в два месяца, чем одна длинная и никогда.
Лучше восемь детальных статей, чем одна поверхностная
Логика изложения
Вот вы выбрали тему. Теперь нужно составить заявку, чтобы согласовать тему со мной и начать писать. Обязательная часть заявки — примерный план статьи. И уже здесь вы должны понимать, в какой логике будет развиваться ваш рассказ.
Мне важно, чтобы статья выстраивалась насколько это возможно в мире читателя. Последовательность мыслей должна совпадать с чем-то, что читатель уже знает. Избегайте формально верной, но не привязанной к жизни логики изложения.
Допустим, мы пишем статью «Как обманывают таксисты в Азии». Первый вариант организации, который приходит на ум:
Как обманывают таксисты в Азии
Со счетчиками
С ценой
С дополнительными услугами
С маршрутом
Вроде нормально, но деление на проблемы несколько формальное. Почему читателю интересна классификация таксистских разводов? Какой интерес представляет именно такой скелет? Пока что никакого.
Попробуем немного больше в мире читателя. Организуем статью вокруг того, как он сам будет пользоваться услугами такси:
Как обманывают таксисты в Азии
В аэропорту: завышенные цены
На парковке: платная погрузка багажа
В машине: необнуленный счетчик
В машине: возят кругами
На месте: вымогают больше денег
Новая структура больше в мире читателя. Ты как будто мысленно проходишь путь от трапа самолета до гостиницы, а по дороге тебя поджидают опасности. Похоже на реальность.
Или, допустим, пишем статью о формах налогообложения для микробизнеса. Можно разбить её по типам налогообложения и рассказать о каждом. Формально это ок, но не в мире читателя. А в мире читателя будет разбить статью на ситуации, в которых ему нужны те или иные формы налогообложения:
Какую фирму открыть, если вы начинаете бизнес
Чтобы платить минимум налогов
Чтобы держать на счетах много денег
Чтобы легко нанимать сотрудников
Чтобы не ездить в другой город
Хороший способ выбрать правильную логику изложения — представьте, как читатель справлялся бы с выбранной вами проблемой в жизни. По каким критериям он бы искал решение? В какой последовательности? Где-то там, в мире читателя, лежит ваш ответ.
Читайте об этом: Структура в мире читателя
Исходите не из того, как устроена реальность, а из того, как читатель с ней столкнется
Что дальше
Продолжение цикла — завтра. Подписывайтесь на канал Главреда в Телеграме, чтобы не пропустить следующий выпуск.