Как определить фальшь в рекламе и отзывах
Иногда я встречаю в ленте фейсбука как бы отзывы на чьи-то продукты, как бы написанные людьми от первого лица. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что это проплаченная реклама, от которой несет фальшью. Вот как я ее определяю:
- Текст подается как личный опыт, но личного опыта в нем мало или нет вообще.
- Автор много говорит о качествах продукта и мало — о пользе для себя.
- Автор только хвалит продукт, не рассказывает о его минусах.
- Некоторые части текста похожи на выдержки из пресс-релиза.
- У текста неестественная интонация. Он как будто разговорный, но что-то не так.
- Автор обращает внимание на второстепенные свойства: низкую цену, бонусы, программу лояльности.
- В сложных названиях продуктов нет ошибок — признак того, что текст согласовали с заказчиком.
- Автор делает вид, что не связан с компанией, которую прославляет: «случайно увидел», «друзья скинули»
В жизни
Фальшиво | Честно |
Случайно увидел у друзей упоминания «Союза жратвы». Оказалось, что это такой конструктор здорового питания: заказываешь меню на неделю (есть обычные, вегетарианские и фитнес-меню, разработанные диетологом), и тебе привозят продукты для готовки в герметичной вакуумной упаковке и коробках с системой охлаждения. Один заказ — сразу на всю неделю. Удобно! Решил попробовать. | Заказал конструктор «Союз жратвы». Упаковка герметичная, доставка вовремя. На первые три готовки продуктов оказалось чуть больше, чем надо. Порции картошки, фасоли и супов большеватые для меня, доедал не всё. Были опечатки в рецептах, но ничего криминального. Больше всего понравилось качество мяса и рыбы. Стейк весил до жарки полные полкило. |
Фальшь появляется не только когда фирма подкупает блогеров или заказывает отзывы в агентствах. Бывает, что ты просто просишь настоящего клиента написать отзыв, а он включает в себе копирайтера и начинает строчить фальшивый текст. Это нужно пресекать.
Как избежать фальши
- Реклама должна быть помечена как реклама, а личный опыт — как личный опыт. Реклама под личный опыт — табу.
- Личный опыт должен быть конкретным. Попросите клиента рассказать, что именно он у вас купил, зачем купил, как пользовался; чего ожидал и что получил.
- Поощряйте клиента рассказывать о тонкостях и проблемах, не только о плюсах.
- Не давайте клиенту готовый текст от имени компании: готовые описания продуктов и их официальные названия.
- Попросите клиента ответить на вопросы: «Кому бы это подошло и не подошло?», «Что бы вы посоветовали тем, кто пробует это в первый раз?»
- Не публикуйте отзыв, который выглядит фальшиво.
См. также: как писать рекомендательные письма, как писать отзывы, как собирать отзывы