Редакторам школы: работоспособность ваших проектов
Осталась неделя до конца набора в Школу редакторов. Приглашаю в школу тех, кто хочет профессионально заниматься редактурой и информационными продуктами: сайтами, приложениями, курсами и СМИ.
Эта заметка для тех, кто сейчас учится на первой ступени, хочет доучиться до третьей и защитить диплом.
Что за третья ступень
В конце обучения у вас будет месяц, чтобы придумать и запустить дипломный проект. Он может быть любым по смыслу и содержанию: хоть о воспитании детей, хоть о сортах металлопроката, хоть о полетах на Марс. Важна не тема, а форма: проект должен быть сделан и опубликован.
Почему важно, чтобы проект был сделан и опубликован? Потому что важно только сделывание. Нас не интересуют прототипы, идеи, макеты и тексты в гуглдоке. Любой человек может придумать идею или нарисовать макет. А вот довести что-то до реализации — далеко не любой.
Именно на этапе сделывания вы учитесь принимать решения, флексить, думать о полезном действии и вести переговоры. Вот вам примеры:
В вашем проекте нужен личный кабинет. Вы нарисовали его в макете, он прекрасен. Но программировать его долго и дорого. Можно использовать чужое решение. Можно договориться с программистом сделать его бесплатно. Можно договориться с арт-директором не делать кабинет, а выкрутиться без него.
Вы делаете курс по подписке. Первый урок получился отличным, всем нравится. А промостраница для курса получается скучной. Самое интересное на промостранице — скриншоты из этого самого первого урока. Вы принимаете решение: сделать первый урок лендингом: то есть опубликовать сам урок и в конце поставить форму подписки.
Вы сделали классный сайт, в котором основную задачу решают иллюстрации. Арт-директор попросил вас заменить все иллюстрации. За иллюстрации вы уже заплатили. Вы можете либо решить сделать их снова за деньги, либо попросить иллюстратора переделать бесплатно, либо договориться с арт-директором ничего не менять.
В интернете полно дизайнеров и редакторов-теоретиков: людей, которые знают в теории, как правильно, но на деле полные импотенты. Любая трудность — и они пасуют. Любой конфликт — и сразу все кругом у них идиоты. Я понимаю такую позицию, но с точки зрения профессии она бесполезна.
Третья ступень нужна для того, чтобы вы столкнулись с реальной жизнью, требовательным заказчиком и необязательными разработчиками. Чтобы у вас упал сервер в ночь перед публикацией, и вам пришлось бы откатываться до бэкапа, которого у вас нет. Чтобы вы столкнулись с выбором: пилить самому всю ночь или нанять студентов. Чтобы вы могли вложить в разработку свои деньги, но вместо этого вы бы нашли спонсора. Чтобы вы почувствовали дедлайн и научились выкручиваться, чтобы успеть. Третья ступень — не про редактуру, а про сделывание — редчайший навык.
Если научитесь сделыванию, то добавляйте к зарплате сто тысяч, и вас оторвут с руками в любую серьезную организацию. Если не научитесь — ничего страшного, можно попробовать снова. Никто вас не съест.
Главное на третьей ступени — сделывать
Что значит «работоспособный»
Всем студентам школы я задаю один и тот же вопрос: «Почему твой проект не сдохнет через месяц после защиты?». И если студент делает диплом у меня, я заставляю его делать то, что не сдохнет. Какие могут быть варианты:
Проект вечный. Сделали один раз — он актуален всегда. Например, сайт Юли Медведевой о переезде в Италию есть не просит, живет в интернете и собирает людей.
Проект берет деньги вперед. Взял деньги — придется отрабатывать. Мы хотели сделать такое в книге Любы Мамаевой, но в последний момент поменяли способ монетизации на кое-что более интересное.
Проект связан с коммерческой организацией и приносит ей деньги. Например, у Яна Хацкевича сайт, который в итоге привлекает клиентов в его же бизнес. А Леонид Касаткин сделал из своего проекта «Клиентомер» бизнес и сейчас проходит с ним акселератор ФРИИ.
Какие проекты совершенно точно неработоспособны:
Что-то, что не приносит деньги и требует поддержки. Основная работа за деньги всегда победит поддержку этого проекта и вытеснит его из вашей жизни. Не нужно делать очередной сайт «Мои любимые виды аквариумных рыб» или «энциклопедию умных мыслей».
Что-то, за что другие люди не готовы заплатить. Если ваш продукт недостаточно ценен, чтобы за него платить, то им не стоит заниматься. Например, рассылку Нади Цветковой о клиентском сервисе можно продавать, потому что она ценная и интересная людям. Но она намеренно не продает ее, чтобы расширить охват и продавать своим подписчикам кое-что другое.
Вообще деньги для меня — лучшая мера работоспособности. Если кто-то готов вам за это заплатить, значит, это представляет ценность. Если никто не готов — значит это на хрен никому не нужно и делать это не стоит. Поэтому своих студентов я заставляю сначала считать деньги и только потом — редактировать текст. Чего и вам желаю.
Идеальный проект в моем представлении — тот, который с первого дня дает выручку и окупает ваше обучение за первый же месяц работы. Такое придумать непросто, но полезно.
Начинайте думать о своем дипломе уже на второй ступени. Не будьте теми ребятами, которые приходят на первую встречу с арт-директором без единой мысли о своем дипломном проекте.
Если вы еще не поступали в Школу редакторов, торопитесь.
Осталась неделя: artgorbunov.ru/school/editors