Технологический контур для диплома в Школе редакторов
Котаны (студенты)! Давайте разберемся с технологиями для ваших дипломных проектов.
Конструкторы
Конструкторами легко пользоваться, но они ограничивают вас своими инструментами и шаблонами. Сделать сайт на конструкторе так, чтобы никто не заметил конструкторность — это прямо искусство. Используйте конструкторы, только если у вас уже огромный опыт в них и вы можете сделать там что угодно.
Особенно обращайте внимание на адаптивное поведение. Все конструкторы заявляют, что это у них есть, но в реальности всё может выглядеть очень коряво, а вы ничего с этим не сделаете.
Еще проблема — доступность и Роскомнадзор. Если сервис упал, оказался под санкциями или решил закрыть ваш аккаунт за неактивность — это может оказаться проблемой. Одно время часть Редимага была под санкциями Роскомнадзора, на защите нельзя было на него посмотреть.
Свой сайт + разработчик
Собственный сайт — это ваша платформа, вы сами за ней ухаживаете, сами проверяете доступность, сами платите за хостинг и поддержание работоспособности. Но и сделать на нем можно что угодно. Если вы найдете разработчика, вы вообще сделаете на своем сайте что угодно, без ограничений.
Опасности работы с разработчиком:
Он сделает половину работы и сольется
Когда он сольется, после него останется неподдерживаемый, никому не понятный код
Он выберет фреймворк или технологию, которую хорошо знает только он. Вы не сможете самостоятельно поддерживать проект
Он потратит 80% времени на красивую архитектуру бэкенда, а времени на фронт не хватит
Он будет делать фронт на своем чистом CSS, структура и смысл которого понятен ему одному
Окажется, что объем работ сильно больше, чем он ожидал. Например, вам нужно прикрутить вход по паролю, а значит нужна регистрация и восстановление пароля. А восстановление пароля — это отправка письма. А это шаблоны текста и какая-то новая логика
Он посадит сайт на Гит, к которому у вас не будет ключей. Чтобы обновить сайт, вам нужно будет ходить к разработчику
Он будет задерживать срок
Он выполнит задачу строго по вашему ТЗ. А вы в нем не предусмотрели что-то ключевое. А переделывать он уже не будет
Вы нарисуете в макете что-то технически очень сложное, а он пойдет это молча делать и потратит на это безумное количество времени. А можно было на чуть-чуть упростить макет и сократить разработку вдвое. Нужно общаться
Не хватит времени на отладку
Свой сайт + конструктор
На свой сайт можно поставить «Вордпресс», «Эгею» или какую-нибудь другую систему управления контентом. Она закроет часть проблем с разработчиком: примерно 80% всего, что умеют современные сайты, можно сделать с помощью платных и бесплатных надстроек Вордпресса. Беда лишь в том, что они уродливые как я не знаю что, потребуется счищать с них слой гм... эстетики, а для этого нужен разработчик.
На «Эгее» всё красиво сразу, но там всего мало. Придётся дописывать, а на это тоже нужен разработчик.
Если вы хотите сделать блог или сайт с множеством страниц, ставьте Вордпресс, делайте глубокий вдох и находите разработчика.
Свой сайт + своя разработка
Если у вас просто статичный лендинг или информационная страница, мой любимый вариант — всё делать самому. Берете «Пингендо», собираете в нем статичную страницу, потом докручиваете в CSS, как вас Руст учил.
Плюсы:
Вы знаете свой сайт изнутри, можете всегда на нем что-то изменить и добавить
Вы понимаете ограничения своих инструментов. Если какой-то штукой нельзя вылезти из квадрата, вы сами же упростите макет
Если делать на готовом фреймворке (скелетоне, бутстрапе, флексбоксе) и не сильно нарушать заветы Руста, позже вы сможете нанять разработчика, чтобы докрутить. Он будет ругаться на ваш колхозный код, но дело свое сделает
Вы многому научитесь
Можно всегда проконсультироваться у Руста
Минусы:
Всё новое для вас придется изучать
Много труда
Очень много труда
Советы
Меньше динамики. Чем больше у вас динамических элементов, тем сложнее делать. Статичный сайт из десяти страниц сделать намного быстрее, чем те же десять страниц, но с админкой.
Знайте свой инструмент. Можно делать очень хорошие сайты и продукты, если понимать ограничения своего инструмента. Например, в стандартном бутстрапе макет строится из 12 колонок. Если это знать и сделать макет под 12 колонок, вам будет легко его сверстать. А если сделать под 10 колонок — сложнее.
И наоборот: очень плохо, когда дизайнер рисует какие-то пиксели в Фотошопе, ничего не зная про возможности админки и фреймворка.
Бэкенд вперед. Если у вас есть хоть кусочек интерактивности, запрос внешних данных, работа по АПИ, подключение внешних сервисов, в общем что угодно нестатичное — это нужно сделать и протестировать в первую очередь. Лендос со статикой можно собрать за три часа при желании, а вот логику делать дольше.
Сразу верстайте. Очень опасно сначала три недели рисовать красивый макет в фотошопе, а потом неделю с горящей задницей пытаться его сверстать силами троих отваливающихся фронтов. Лучше корявая страничка сегодня, чем красивый макет через три недели.
Сразу заводите окружение. Домен, хостинг, аккаунт в конструкторе — всё это должно быть на следующий день после того, как вы согласовали понимание задачи. Ваш сайт уже должен открываться. Пофигу, что еще не готово. Не откладывайте выкладку «на бой» на последний день — что-то пойдет не так, будет недопуск.
Мобайл-ферст и сошал-ферст. Проектируйте сайт, исходя из того, что его будут смотреть в телефоне и переходить на него из соцсети. Тизеры, адаптив, линейная структура — сейчас это всё необходимо, а не по желанию.
Не молчите. Если что-то не работает или не получается — скажите арт-директору или сходите к Русту за советом. Лучше за десять минут спросить и еще за 10 минут решить, чем пять часов биться с гуглом.