Читательские границы
Старайтесь не писать о том, что касается желаний, воли, страхов и решений вашего читателя — в общем, обо всём, что происходит в его голове. Особенно в формате «Вы думаете так», «Вы хотите так», «Вы решаете так». Если вы неточно попадёте в его мысли, читатель почувствует манипуляцию, а вы лишитесь доверия.
Возьмем пример:
Если вы работаете в офисе с девяти до восьми, вам не хватает времени, чтобы... (заняться спортом, пойти на курсы кройки и шитья, выучить английский)
Мы обратились на «вы» и сделали за читателя вывод: «вам не хватает времени». А что если ему не хватает чего-то другого? Или всего хватает? А что если он и не хотел записываться на курсы английского? Малейшее несовпадение с мыслями читателя — и он перестанет нам верить. Чтобы не нарушать границы, не лезьте читателю в голову.
Нарушили границы | Не нарушили |
Вы купили мощный и дорогой Макбук, берете его с собой на конференции, презентации, встречи с заказчиками и просто поработать в кофейне. В дороге хочется защитить его от ударов, трещин и падения. | Когда я купил свой первый мощный дорогой Макбук, я брал его с собой на конференции и презентации. И я всё время боялся, что он разобьётся или поцарапается. |
На тренингах продавцы за 2 дня разберутся в 100 популярных продуктах, запомнят их свойства и ключевые преимущества. | Мы расскажем продавцам о свойствах и преимуществах 100 популярных продуктов. |
После учебы вы начнете шить стильные вещи себе и другим. | После учебы наши выпускники шьют стильные вещи себе и другим. |
Исчезнет проблема с подарками для близких, поскольку оригинальная вещь, сделанная своими руками, — лучший подарок. | Некоторые наши выпускники начинают шить вещи в подарок близким. |
Вы найдете новых друзей, которые тоже обожают шить. | У нас находят новых друзей, которые тоже любят шить. |
Шитье станет для вас самым интересным... | Для нас шитье — самое интересное... |
Вы экономите время, силы и деньги. А в результате получаете праздник, за который дети скажут «Спасибо!». | Мы сделаем всё, чтобы вы сэкономили время и деньги, а дети сказали вам спасибо. |
Обратите внимание: иногда достаточно перевести общение с «вы» на «они», и ощущение от нарушенных границ пропадает.
Общая схема:
Есть еще соображения об историях: если вы рассказываете историю, чтобы продать свой продукт, читатель тоже может увидеть в этом манипуляцию. И есть соображение об авторитете: когда вы рассказываете собственную историю, у вас должен быть авторитет перед читателем, чтобы он вам верил. Но это темы для отдельного разговора.